28 мая 1918 года председатель Совнаркома В.И. Ленин подписал декрет об учреждении пограничной охраны Республики Советов. Именно эта дата позже была выбрана под профессиональный праздник солдат в зеленых фуражках -День пограничника. Однако за основу текста ленинского документа почти полностью взяты положения из правил для царской погранстражи, правда, с некоторыми изменениями в духе революционного времени.
После окончания Гражданской войны Феликс Дзержинский сформулировал основной
принцип обеспечения охраны социалистических рубежей: "Граница - есть линия
политическая и охранять ее должен политический орган". В соответствии с новыми
веяниями СТО в 1920 году принял решение передать охрану всех границ в ведение
Особого отдела ВЧК. Части войск, обеспечивавшие войсковое прикрытие границ,
также перешли в оперативное подчинение ведомства Дзержинского. Так пограничники
на долгие годы стали чекистами.
Капитан I ранга М. В. Иванов стал организатором морской пограничной охраны. Под его руководством на Балтике, Чудском и Псковском озерах была сформирована Финско-Ладожская флотилия, положившая начало возрождению морских сил пограничных войск. С окончанием гражданской войны, когда были ликвидированы внешние фронты, пограничные войска сосредоточили свои усилия на борьбе со шпионами, засылаемыми в нашу страну иностранными разведками. За три года (1922—1925) только на участке пяти пограничных отрядов западной границы было задержано 2 742 нарушителя, из которых 675 оказались агентами зарубежных разведок. Бережно сохранялись и передавались лучшие традиции пограничных войск и зарождались новые.
В 1941 году вероломно нарушив границы СССР, фашистская Германия атаковала
советские погранзаставы от Баренцева моря до Черного моря. Гитлеровское
командование отводило в свих планах всего 30 минут на преодоление пограничных
застав. Их расчет не оправдался… . Под мощнейшим натиском военной машины
вермахта пограничники стояли насмерть. Отдельные небольшие пограничные гарнизоны
сопративлялись в течении многих суток. Несколько застав сражалось в составе
героической Бресткой крепости.
Героизм пограничников во время Великой Отечественной является общеизвестным
историческим фактом. Немало было сделано пограничными войсками для налаживания
мирной жизни после войны.
2 марта 1969 года, 700 китайских солдат пробрались на остров Даманский и
закрепились на острове. Против советских пограничников действовал пехотный
батальон численностью свыше 700 человек при поддержке двух минометных и одной
артиллерийской батарей. Китайцам удалось достичь полной внезапности. Советская
застава Нижне-Михайловка, находящаяся напротив острова, была поднята в ружье.
Командир заставы, 29-летний старший лейтенант Иван Стрельников, поцеловав жену и
детей, побежал выдворять "гостей" с острова - в шестой раз за эту зиму, но на
этот раз он не вернулся. Открывать огонь по противнику запрещалась как советским
пограничникам, так и китайцам. Но на этот раз кто-то выстрелил первым. Китайские
солдаты в упор расстреляли 22 пограничников 2-й заставы. Лейтенант Стрельников
погиб. Но перед тем как выйти на переговоры с китайцами он попросил подмоги у
начальника заставы "Кулебякины Сопки" ст. лейтенанта Бубенина. Оставшиеся в
живых пограничники залегли и приняли бой. Через 15 минут после этого на каждого
из пограничников пришлось от 15 до 20 атакующих и почти одно орудие или миномет
(что подтверждено документально). Несмотря на такое невероятное превосходство,
группе Бубенина удалось выбить агрессоров с Даманского испльзуя при этом
бронетехнику. Китайцы оставили остров. 31 Советский пограничник погиб, 14 было
ранено. С китайской стороны погибло около 250 солдат. Этот бой до сих пор
считается уникальным. Бубенин лично атаковал китайские подразделения во фланги
находясь в бронетранспортере.
Интересно писали об этих событиях китайские газеты:
"2 марта 1969г.
группировка советских пограничных войск численостью 70 человек с двумя БТР,
одной грузовой и одной легковой автомашинами вторглись на наш остров Чжэньбаодао
уезда Хулинь провинции Хэйлунцзян, уничтожила наш патруль и затем огнём
уничтожила много наших пограничников. Это вынудило наших войнов принять меры
самообороны. 15 марта Советский Союз, не обращая внимания на многократные
предупреждения китайского правительства, развернул наступление на нас силами 20
танков, 30 бронетранспортёров и 200 человек пехоты при поддержке с воздуха своей
авиацией. Мужественно оборонявшие остров в течении 9 часов бойцы и народные
ополченцы выдержали 3 атаки противника. 17 марта противник силами нескольких
танков, тягачей и пехоты попытался вытащить подбитый ранее нашими войсками танк.
Ураганный ответный артиллерийский огонь нашей артиллерии уничтожил часть сил
противника, оставшиеся в живых удрали".
Стоит сказать, что в 1991 году остров Даманский все же был передан Китайской стороне. Китайцы из глубины своей территории привезли землю и искусственно соединили остров с основной своей территорией. Теперь на острове Даманский находится музей боевой славы китайских войск.
История зеленой фуражки
Среди тех, кто в нашей стране имел или имеет отношение к армейской службе, пожалуй, не многие гордятся цветом своих погон так, как пограничники. Зеленая фуражка по-прежнему является символом мужества, самоотверженности, преданности порученному делу, гордости за причастность к охране госграницы....
Возможно, потому, что в прошлом веке руководство пограничной стражей осуществлялось рачительным министерством финансов, с 1855 до 1898 г. существенных изменений в покрое и расцветке формы чинов пограничной стражи не происходило.
В 1893 году был учрежден Отдельный корпус пограничной стражи и министр финансов был назначен его шефом. В 1901 году для его гражданского мундира была введена папаха со светло-зеленым верхом и крестообразно нашитым золотистым галуном. Светло-зеленым верх папахи стал у офицеров, и у рядовых пограничной стражи. Тогда же, в 1902 году, тулья (верх) фуражки офицеров и рядовых корпуса тоже стала светло-зеленой.
Следовательно, 1902 год можно считать годом рождения цветов современной пограничной фуражки.
В 1911 г. фуражки этой расцветки были введены для офицеров и нижних чинов управлений и штаба корпуса пограничной стражи. Они носили такие фуражки и во время первой мировой войны.
Единая форма одежды советской погранохраны появилась в 1923 году. В 1924 году была определена расцветка фуражек. Цвет околыша для внутренней и пограничной охраны был выбран темно-синий, а для тульи фуражек бойцов внутренней охраны - краповый (темно-красный); для пограничной - светло-зеленый с малиновым кантом.
Обмундирование погранохраны отличалось от армейского также цветом петлиц и светло-зеленой окантовкой. Эту форму пограничники носили до 1938 года, когда ее сменили общевойсковая форма одежды и знаки различия - при сохранении традиционного зеленого цвета в петлицах и окантовке.
Знаменательный 1943 год вернул многие атрибуты дореволюционной русской армии: слово "офицеры", приветствие "здравия желаю (желаем)" и многие другие атрибуты дореволюционной русской армии. И конечно, погоны как знаки различия. Введение погон для НКВД было осуществлено особым Указом Президиума Верховного Совета и приказом наркома внутренних дел. Пограничники имели на них зеленые просветы и окантовку, а генералы носили зеленые лампасы на брюках, зеленую окантовку обмундирования и погон, папахи с зеленым верхом и фуражки «пограничной расцветки».
После Парада Победы И.В. Сталин заметил наркому внутренних дел: "Лаврентий, Верховным Советом СССР введена единая форма для всех генералов. А что, разве предусмотрены генералы НКВД?" Пришлось после этой реплики Сталина генералам погранвойск отпарывать лампасы и канты. В первые годы после смерти Сталина была введена общеармейская форма одежды "мирного времени". Но, несмотря на то что светло - синий верх фуражек МВД и КГБ стал защитного цвета, пограничные фуражки устояли и на этот раз.
В 1957 году - очередная "реформа" формы. Она была приближена к европейскому, англизированному типу. Темно-синие брюки были заменены брюками защитного цвета. Для повседневного ношения появились рубашки с галстуками и открытые френчи с карманами, повседневные погоны в виде хлястиков защитного цвета.
Но известный октябрьский пленум ЦК КПСС 1957 года осудил деятельность Министра обороны маршала Жукова. В связи с этим приказ о новой форме одежды был "положен под сукно" и нарочито забыт, хотя никакими документами его не отменяли.
Приказ N 70 Министра обороны маршала Малиновского о новой форме одежды от 28 марта 1958 года в очередной раз сократил "форменный" набор. Пограничники утратили малиновую окантовку петлиц на воротниках шинелей рядового состава. Но цвета их фуражки, проводимая реформа, снова не коснулась.
Пожалуй, самые серьезные испытания для пограничной формы были в 1993-1994 годах, когда в масштабе России решалась задача удешевления и унификации военного обмундирования. Указом Президента Российской Федерации 23 мая 1994 года рядовому составу погранвойск предписаны погоны защитного цвета со светло-зелеными продольными полосками по краям. И если одноцветные фуражки офицеров Министерства обороны стали "украшать" излишними орнаментами" вокруг кокарды, золотистым подбородным шнуром и орлом на тулье, то на пограничной фуражке осталась кокарда прежних скромных размеров. Однако, сохранив цвет, пограничная фуражка изменила теперь форму.
С дореволюционных времен высота четвертинок тульи фуражек была 43-55 мм, в 20-е-30-е года даже меньше. К 1993 году высота четвертинки достигла 85 мм, значительно увеличился и диаметр донышка.
Вещевой службой пограничных войск в Центральное вещевое управление Министерства обороны были представлены соображения по форме одежды пограничников, в которых фуражки были оставлены без изменений. Министерство обороны восприняло эти соображения без обсуждения и сразу включило их в Указ Президента.
К сожалению, историей не сохранены имена людей - истинных защитников неприкосновенности пограничной фуражки (теперь единственной цветной) ни в былые годы, ни в наши дни.
Но авиация пограничных войск была все же лишена своего оригинального головного убора. Тогдашнее командование воздушных сил пограничных войск прельстила вновь вводимая темно-синяя форма ВВС Министерства обороны, частью которой оказалась и темно - синяя фуражка. Очевидно, кто-то, наделенный властью, посчитал, что зеленая тулья не может гармонировать с темно - синим цветом обмундирования, хотя с 1935 по 1943г. летный состав пограничных войск носил зеленые фуражки с синими тужурками и синими шинелями.
Возможно, кому-то это и пришлось по душе как нечто новое. Но, думаю, немало и тех, кто испытывают грусть, от того, что форма офицеров пограничной авиации лишилась своей традиционной оригинальности и стала такой же, как в ВВС. Это, как и переодевание летчиков морской авиации в «общеавиационный» мундир, все же отказ от традиций, который, что ни говори, редко бывает оправданным
Зеленая фуражка. Ее нечасто встретишь в городе, вдали от пограничных учреждений, но она сразу бросается в глаза, и при виде ее теплеют взгляды окружающих. Она, как и флотская бескозырка, символизирует постоянный нелегкий воинский труд. Вдали от Москвы, вдали от родного дома, в состоянии постоянной мобилизованности.